ПРОЕКТЫ     КМТ  

КМТ

Истории трактира «На Млечном пути»

Юлия Иванова © 2012

Танец в огне

   Идея развлекать гостей трактира историями пришла в голову хозяину Мирту в ненастный, ветреный день. Люди скучно сидели за столами, пили согревающий хмель, ругали погоду и от нечего делать разглядывали друг друга. Два парня начали спор, к ним присоединился третий — и вот уже весь трактир загудел, как растревоженный улей. Атмосфера с каждой минутой накалялась всё больше и грозила заведению если не крупными неприятностями, то основательной дракой уж наверняка. Вот тогда-то трактирщик и вспомнил вдруг про старую дедову книгу с необычными историями.

   Мирт поднялся к себе в комнату и выдвинул из-под кровати крепкий сундук, покрытый пылью и паутиной. Открыв крышку, он бережно извлёк оттуда толстую книгу в потрёпанной кожаной обложке. Танцующие языки пламени были изображены на ней когда-то, но теперь порядком стёрлись.

    — Авось, и теперь послужит. Найти бы только чтеца... — бормотал он себе под нос, спускаясь в зал. — Уважаемые, есть тут кто, знающий старопись? — громко обратился он к постояльцам.

   Трактир продолжал гудеть, многие равнодушно отвернулись, кто-то вообще не услышал вопроса. Но двое посетителей всё же откликнулись на призыв Мирта: старик с длинной белой бородой и молодой парень, совсем мальчишка. Оба такие худые, что трактирщик невольно пожалел их: эти двое вряд ли часто ели досыта. Старик склонился над книгой и близоруко прищурился:

    — Что за мелкие буквы? — проворчал он, перевернув пару страниц. — Ничего не вижу. Посмотри-ка, Скай, что здесь?

   Юноша, его спутник, попытался прочитать название книги, взглянув на обложку:

    — Буквы тут совсем стёрлись, не разобрать, — сказал он, наморщив лоб. Потом открыл книгу и полистал её. — Зато внутри сохранились хорошо. И это настоящая старопись, не подделка. Насколько я понял, это сборник историй. Правильно, уважаемый хозяин?

    — Точно, точно, — обрадовано закивал трактирщик. — Старопись, настоящая старопись, как ты и сказал. Помоги-ка мне, парень. Вишь, в трактире неспокойно. Сделай одолжение, сядь у огня, да почитай вслух.

    — Я? — удивлённый Скай оторвался от изучения желтоватых страниц.

    — А то кто же? Вряд ли здесь найдётся ещё кто-то, разумеющий старопись, — Мирт ободряюще хлопнул его по плечу. — Не робей, парень, а уж мы с хозяйкой тебя отблагодарим.

   Юноша с сомнением обвёл взглядом шумный трактир, потом взглянул на старика, словно ища поддержки. Тот согласно кивнул, будто отвечая на вопрос:

    — Для тебя это прекрасная возможность поупражняться в чтении старописи, Скай. Таких книг осталось очень мало.

    — Но кто меня будет слушать? — спросил, всё ещё сомневаясь, юноша.

    — Это не твоя забота, — улыбнулся трактирщик. — Думай о другом. Есть только одно правило чтения этой книги. Дед говорил: если начал читать историю — обязательно дочитывай до конца.

    — Зачем? — не понял Скай.

    — Старописные книги все с секретами, — вмешался старик. — Делай так, как говорит хозяин, мальчик.

    — Хорошо, — кивнул тот и направился к креслу у очага. Усевшись, он поудобнее устроил тяжёлый том на коленях и, откашлявшись, негромко начал чтение.

   В тот самый миг, когда Скай прочитал вслух первые слова, в самом центре пламени очага родилась Миасса. Давно она не просыпалась по требованию. Едва взглянув вокруг, она поспешила спрятаться среди горящих поленьев, переливаясь оранжево-жёлтым цветом, неразличимая среди всполохов огня. Миасса не любила людей и избегала их жадного любопытства. Никого не хотела видеть, кроме одного. Того, кто читал ЕЁ книгу. Она стала слушать, жадно впитывая слова и разглядывая украдкой лицо нового чтеца, рискнувшего разбудить её от долгого сна.

   Сначала слушателей было только двое: она да любопытный сынишка одного из постояльцев. Но с каждой минутой чтение у огня привлекало внимание всё большего количества людей. Мирт удовлетворённо наблюдал за тем, как действуют на посетителей голос Ская и заговорённая дедова книга, которую тот читал вслух: один за другим люди в комнате замолкали, ссора утихла, так и не разгоревшись, дождь и ветер перестали быть темой для разговоров за столами.

   И задолго до того, как история закончилась, хозяин понял, что предложит парню остаться. И хорошо заплатит за работу. Потому что дед Мирта никогда не умел так хорошо читать, как этот юноша. У Ская — настоящий талант рассказчика, люди слушают его чуть ли не с открытыми ртами, и можно не сомневаться, что завтра весть о нём разнесётся по всему тракту. А это значит, что люди придут и принесут в трактир свои кошельки.

   Когда история закончилась, трактир ещё некоторое время находился в каком-то оцепенении. Люди некоторое время сидели молча и даже не шевелились, боясь спугнуть послевкусие. Тишину нарушил довольный Мирт, во всеуслышание предложив юноше постоянную должность чтеца, хорошую плату за работу, комнату и еду. По трактиру пронёсся гул одобрения. Отказаться молодому человеку было трудно, и он согласился. Лишь его спутник, тощий белобородый старик, попытался уговорить Ская изменить решение и продолжить путешествие вместе с ним. Но тот не послушался, и старик ушёл один, сгорбившись больше обычного и опираясь на кривую ненадёжную трость.

   А в трактире «На Млечном пути» так и повелось: в одно и то же время, после ужина, молодой чтец усаживался у огня и читал вслух старинную книгу.

   Миасса с нетерпением ждала вечера, чтобы послушать Ская. Обычно юноша читал одну историю, иногда, уступая просьбам слушателей, читал сразу две. Народу в трактире с каждым вечером становилось всё больше: в один и тот же час разговоры постепенно смолкали, люди отодвигали в сторону ножи и вилки, желающие подсаживались поближе к очагу, чтобы лучше слышать.

   Голос Ская завораживал людей: звучал то тихо и мягко, то громко, взволнованно, временами тревожно, иногда немного насмешливо. Никто не перебивал его, никто не мешал говорить: гости трактира были словно околдованы книгой. Миасса же испытывала невероятное возбуждение, неистовую страсть, вслушиваясь в рассказ, с каждым поворотом сюжета начинала полыхать всё ярче, временами забывая об осторожности. И только услышав последнюю фразу, она успокаивалась, сворачивалась в клубочек среди углей и засыпала до следующего вечера.

    — Кажется, вчера я видела в очаге горящую ящерицу, — однажды сказала жена трактирщика, Шена, обращаясь к своему мужу.

   Мирт только хмыкнул:

    — Заметила, да? Не бойся, это дедова саламандра. Я и сам её не сразу увидел, хорошо прячется огневица.

   Шена нахмурилась:

    — Не нравится мне это. Откуда она хоть взялась?

    — Из дедовой книги, откуда ещё. Помнишь деда-то моего?

    — Я-то? Да я и не видала его никогда! — отрицательно мотнула головой женщина.

    — Разве? — усомнился трактирщик. — Ну, так он у меня алхимиком был, или что-то вроде того. Золото пытался сворожить из ничего. С помощью огненной саламандры.

    — И как, получилось?

    — Ничего у него не получилось. С золотом, в смысле. Не мог уговорить саламандру танцевать. Не умел он...

    — Чего не умел? — не поняла жена.

    — Читать.

    — Эту книгу-то, со сказками? — она чуть не засмеялась.

    — Это не просто сказки, — вступился за дедово наследство Мирт. — Тело саламандры питают дрова, а дух — слова из книги. Но ты не бойся её, ящерку-то. Её здесь только книга и держит. Дослушает свои сказки и уйдёт. В другой очаг или в свечку, куда захочет.

    — А если не уйдёт? — проворчала Шена. — На что она нам, саламандра твоя? Сам знаешь, с огнём шутки плохи. И дед твой, помнится мне, плохо кончил...

   Трактирщик мигом помрачнел:

    — Давнее дело, не будем вспоминать. Книга зазря столько времени в сундуке пылилась, а теперь вот что: люди валом идут с тракта, чтобы послушать истории Ская. К нам идут, деньги несут. Знал бы раньше — давно нашёл бы такого мальчишку, чтобы сказки читать у огня. Я уже заказал новые скамьи, чтобы поставить вдоль стен, а то мест не хватает.

    — Ладно, — махнула рукой хозяйка. — Но обещай мне хорошенько следить за огнём, и поставь новую решётку, повыше и покрепче нынешней.

    — Не ворчи, женщина, — отозвался Мирт, но решётку всё же поставил.

   Миассе стало хуже видно из-за неё лицо молодого рассказчика, и она стала придвигаться ближе, к самому краю очага. Одна из историй была о любви, и Миасса ловила каждое слово юноши, движение, вдох, и заметила, как он мечтательно бросил взгляд на огонь и слегка улыбнулся. В тот момент она рискнула, вспыхнула чуть ярче и вышла вперёд. Скай на миг увидел в очаге миниатюрную фигурку огненной девушки, с горящими глазами и яркими искрами в волосах. Она улыбнулась ему, приветственно махнула рукой и вновь превратилась в оранжево-красные всполохи огня.

   Скай моргнул и продолжил чтение, время от времени удивлённо бросая взгляд на огонь. Миасса же спряталась среди ярко-алых углей, в самой середине очага, и сердце её полыхало от волнения. Он видел её! Он читает ей!

   Второй раз она рискнула показаться только через два вечера. В этот раз их взгляды встретились: небесно-голубой и огненно-рыжий. Миасса позволила себе два танцевальных поворота в огне, заворожив Ская взмахом тонкой кисти, взметнувшимся хвостом гаснущих в воздухе искр. Ей было странно: в этот раз никто не заставлял её танцевать, как это бывало раньше. Она захотела сама. Немного танца в знак благодарности.

   Другие люди, сидевшие около очага, увидели лишь внезапную вспышку пламени, но трактирщик улыбнулся в усы, немного поправил решётку, да подкинул пару поленцев, чтобы огонь затрещал веселей.

   С того вечера Скай стал подолгу задерживаться у очага. Слушатели расходились, а он долго сидел и смотрел на трепещущие языки пламени, среди которых для него танцевала огненная девушка. Слишком яркая для того, чтобы остаться просто фантазией, и в то же время слишком прекрасная, чтобы быть реальной. Текучая, словно вода, гибкая, трепещущая, похожая на один из языков окружавшего её пламени.

   А Миасса отдавала все силы, тратя всю себя без остатка, оставляя единственный кусочек живого угля, чтобы свернуться в нём до следующего вечера, ожидая новой истории и восхищенного взгляда молодого чтеца.

    — О чём мечтаешь, Скай? — как-то спросил Мирт поздним вечером, убирая последние кружки со столов. Молодой человек словно очнулся — в зале никого не было, кроме него и хозяина, а он и не заметил, когда все разошлись.

    — Сегодня странный вечер, — задумчиво сказал трактирщик. — Никто из гостей не остался на ночь. После того, как ты закончил читать, всех словно корова языком слизнула. Расплатились, и поминай, как звали. Что ты об этом думаешь, парень? — Скай не успел ответить на вопрос, снаружи сверкнула молния, а следом раздался рокочущий звук грома.

    — Там настоящая буря! — воскликнула Шена, вошедшая с улицы. Она поставила на пол два полных ведра воды, поплотнее закрыла входную дверь и вытерла мокрые руки о передник. — Льёт, как из ведра. Даже дороги не видно.

    — Ступай спать, женщина, я сам всё закончу, — сказал Мирт жене. Когда она ушла, трактирщик налил полную кружку хмеля и предложил Скаю. — На, выпей, парень, чтобы лучше спалось.

    — Спасибо, но я вообще-то не пью, — пытался отказаться юноша, но трактирщик только ухмыльнулся и заставил Ская взять кружку.

    — Пей, пей, работа на сегодня закончена. Слышь, как гремит на улице? Не выпьешь — не уснёшь.

   Парень послушно сделал несколько глотков: от долгого чтения в горле у него пересохло, и прохладный хмель приятно освежал. Кружка опустела неожиданно быстро.

    — Я посижу ещё немного у огня, если вы не против, — сказал он хозяину.

    — Твоё дело, — пожал плечами Мирт, подбросил в очаг ещё дров и отправился наверх, вслед за женой.

   Оставшись в одиночестве, Скай придвинулся к самому огню, так, что чуть не обжёгся о новую решётку. Миасса вышла к нему из очага, первый раз без страха, гордо тряхнула гривой волос и протянула алые ручки.

   Молодой человек несмело протянул ладонь к маленьким огненным пальчикам Миассы и тут же отдёрнул руку, даже не коснувшись: от руки девушки веяло ледяным холодом, обжигающим, как огонь.

    — Кто ты? — шёпотом спросил Скай. Девушка молча смотрела на него и улыбалась. Говорить с людьми на их языке она не умела.

    — Ты танцуешь мне столько дней, а другие не видят тебя, почему? — спросил молодой человек.

   Девушка снова промолчала. Потом указала на книгу, лежащую поодаль.

    — Тебе нравится, как я читаю — это я понял, — кивнул юноша.

   Девушка радостно крутанулась на месте, от чего искры разлетелись от неё в разные стороны. Скай тихонько засмеялся.

    — Тебе нравится танцевать и слушать, как я читаю, — сказал он. А потом добавил взволнованно: — Знаешь, ты просто чудо. Я никогда не видел таких, как ты.

   Миасса смутилась, а потом подпрыгнула вверх и сделала сальто, на секунду замерев в воздухе. Это было странно, но она хотела нравиться чтецу. Очень хотела. Это она разогнала других людей, чтобы никто этой ночью не помешал её танцу. И теперь завертелась в безудержном вихре, рассыпая искры, оставляя за собой пылающие зигзаги.

   Поворот, поворот, огненная спираль.

   Прыжок, сальто, пламенное колесо.

   Танец огненной саламандры, приносящий золотую удачу.

   Скай не мог оторваться от удивительного зрелища, а Миасса танцевала до тех пор, пока дрова, подброшенные трактирщиком в очаг, не отдали ей всю свою силу. Тогда она остановилась и прижалась к железной решётке, сверкая большими глазами. А потом протянула юноше руку в открытом жесте и поманила.

   Тот осторожно протянул ладонь, готовясь испытать холод, но Миасса коснулась лишь кожаного браслета на запястье чтеца. Рука его мгновенно потяжелела, сверкнуло золото, и молодой человек понял, что только что стал богаче, чем когда-либо смел мечтать.

    — Настоящее золото! — прошептал Скай, не веря своим глазам. А потом широко улыбнулся и взял в руки тяжёлую книгу. — Спасибо за подарок, красавица! И за танец спасибо! Я тоже хотел бы порадовать тебя. Позволь почитать тебе ещё.

   Голова его немного кружилась от усталости, хмеля и лёгкой влюблённости в девушку из очага. Клонило ко сну. Но Скай всё же раскрыл книгу и стал читать. А Миасса присела со своей стороны решётки и стала слушать, жадно ловя каждое слово, потому что история была о любви. Маленькая девушка вся обратилась в слух, сидела, затаив дыхание, прикрыв глаза и наслаждаясь волшебным голосом рассказчика.

   Убаюканная тихими словами и ласковыми интонациями Ская, она не сразу поняла, что пауза длится слишком долго. Девушка беспокойно вскочила и выглянула наружу.

   Молодой человек спал прямо на полу, прислонившись затылком к креслу. Книга мягко соскользнула с его колен на пол и раскрылась.

   Миасса встревожено заметалась за решёткой. Она не дослушала свою историю! Огонь взметнулся в очаге. «Наказать! Наказать! Наказать!» — шумел он, гневно потрескивая.

   Миасса замерла, схватившись за железные прутья. Она не хотела наказывать Ская, он ничего не сделал. Он хотел только порадовать её. «Наказать! Наказать! Наказать», — не унимался огонь. Таковы правила, историю надо дочитывать до конца.

   «Да кто придумал эти правила!?» Миасса сопротивлялась, не хотела причинять вред человеку, но что же делать? Может быть, если заглянуть в книгу, она сама сможет понять, чем заканчивается её история?

   «Наказать! Наказать! Наказать!»

   Сердце девушки разрывалось на части, и она не могла больше медлить. Книга лежала совсем близко, будто приглашая заглянуть внутрь и коснуться истрёпанных страниц. Она притягивала к себе, словно магнит. Миасса сделала шаг. Другой. Кого может остановить решётка?

   Надо двигаться быстро, чтобы не погаснуть.

   Несколько быстрых шагов, и девушка с разбега вскочила на один из тонких изжелта-белых листов.

   Что тут внутри? Ровные ряды непонятных значков...

   Ммм, да, чёрные... неуклюжие... кривые...

   Ах! Крючки, петли, кружочки... Но какие же они сладкие!

   Страницы вспыхивали от одного её прикосновения. Одна, вторая, третья...

   На вкус это было лучше, чем самые сухие дрова...

   Несколько мгновений Миасса наслаждалась, но книга сгорела слишком быстро: история осталась недочитанной навсегда. Поняв это, саламандра мигом выросла в несколько раз и почувствовала жуткий голод. В очаге уже почти ничего не осталось, да и возвращаться туда не хотелось. Там теперь стало слишком тесно. Она протянула руки к деревянному креслу, около которого уснул Скай.

   «Наказать!» — теперь это знание билось в ней, словно новое жестокое сердце.

   Всё произошло так быстро, что молодой человек не успел ничего понять. Он проснулся от ледяного прикосновения саламандры и успел увидеть вокруг лишь бушующий огонь и жаркое золото, в которое медленно превращалось его тело.

   На лестнице раздался топот ног. Полуодетый трактирщик бросился к огню с мокрой тряпкой. Его жена, зажав рот и нос платком, подхватила заранее приготовленное ведро и выплеснула содержимое на пылающую книгу. Ей казалось, что нужно в первую очередь избавиться от книги. Трактирщик, колотя тряпкой по горящему креслу, успел увидеть растерянное лицо Миассы, и огненный вихрь саламандры мгновенно исчез в потоке холодной воды. Это трактирщица выплеснула второе ведро.

    — Просила же, не играть с огнём, — выдохнула женщина, звякнув пустым ведром об пол. Мокрый трактирщик стоял в луже воды рядом с чёрным скелетом сгоревшего кресла.

    — Ты была права, женщина! — побледневший трактирщик дышал тяжело, по лицу его скатывались крупные капли пота.

    — Хорошо, что я вёдра поставила! — хмуро отозвалась Шена. Она только теперь, среди удушающего дыма и запаха гари заметила рядом с креслом оплывший от жара силуэт.

    — Мальчишка... — сказал трактирщик. Скай в последний миг хотел что-то сказать, да так и застыл золотым истуканом с открытым ртом и широко распахнутыми глазами. — Как это случилось?

    — Тебе лучше знать, — ответила его жена, приближаясь к статуе. — Это ж твой дед занимался ворожбой.

    — Чистое золото, — в голосе Мирта пополам с ужасом слышались нотки восторга.

    — Что ты хочешь делать? — подозрительно уставилась на него жена.

    — Что бы я не сделал в дальнейшем, сначала нужно убрать отсюда парня, — уверенно сказал хозяин. — В подвал, под землю, в сундук по частям...Куда угодно.

    — По частям, — ахнула женщина.

    — Золоту всё равно, — напомнил ей муж. — А нам так безопасней. Просто повезло, что нет постояльцев. Представляешь, какой бы шум поднялся! Будут спрашивать про парня, говори, ушёл ночью и книгу с собой прихватил. Мало кто поверит в историю с саламандрой, а нам неприятности не нужны.

    — Ему они тоже были не нужны, — грустно сказала Шена и покачала головой.

    — Кто же мог знать, что так всё обернётся? Теперь это дело прошлое, — пожал плечами хозяин трактира. — Могло быть и хуже — трактир мог сгореть, и мы вместе с ним.

    — А как же саламандра? Мы убили её? — спросила Шена, пробуя вместе с мужем приподнять золотую статую.

    — Не совсем. Саламандра не может умереть. Она всегда возрождается в новом огне, — пропыхтел Мирт, ухватив несчастного юношу за золотое плечо.

    — Значит, она вернётся сюда?

    — Нет. Без книги она не сможет найти дорогу обратно.

    — Вот как...

   «Но она будет искать», — подумал трактирщик. А вслух сказал:

    — Пожалуй, лучше всё-таки по частям...

   Никто, кроме Мирта, не знал, что в пыльном сундуке лежала не одна книга, а две. Точная копия той, что превратилась в пепел нынче ночью, хранилась под кроватью и ждала своей очереди. Достанет ли у него когда-нибудь смелости открыть её?

   Если только они будут крайне нуждаться в золоте. «Но, скорее всего, этого не случится», — решил трактирщик, ещё раз окинув взглядом оплывшую статую.

   Теперь золота у них много.

   

Юлия Иванова © 2012


Обсудить на форуме


2004 — 2024 © Творческая Мастерская
Разработчик: Leng studio
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается.