ПРОЕКТЫ     КМТ  

КМТ

Конкурс короткого рассказа

Алексей Толкачев © 2007

Доброе утро, Дворник!

   Этот двор ничем не выделяется среди прочих, точно таких же. Двор обычный, можно сказать, стандартный. В любом городе таких — десятки тысяч. Во двор выходят четыре окна: семьдесят третьего, семьдесят четвертого, семьдесят пятого и семьдесят шестого этажей. Сверху и снизу двор ограничен взлетно-посадочными площадками аэромобилей, опоясывающими небоскреб через каждые четыре этажа. Вот, собственно, и весь двор — небольшой отрезок вертикальной стены. С площадки над семьдесят шестым этажом свисает трос, по которому вниз-вверх перемещается Дворник. Его функции — поддерживать чистоту оконных пластиков и сводить со своего участка стены нелегальные коммерческие граффити, которые с завидным постоянством наносят по ночам партизаны из «черных» рекламных бюро. Обычная дворницкая работа. А почему Дворник с большой буквы? Да потому, что все обитатели двора привыкли считать его, как бы, своим соседом, относятся к нему как к разумному существу, и по утрам никак не обходится без того, чтобы каждый из жителей перекинулся с ним хотя бы парой слов.
   
   Первым на пути Дворника встречается окно семьдесят шестого этажа. Здесь живет Макс. Он бизнесмен. Большой бизнесмен! Работает в индустрии погоды. Давно уже существуют технологии, позволяющие управлять погодой в любой точке земного шара. Только вот технологиями этими владеют пока далеко не все страны. Ну а Макс продает услуги европейских операторов метеоконтроля странам африканского региона.
   Его пилот только что сообщил, что уже ждет на верхней площадке. Пора вылетать в офис. Макс выглядывает в окно и видит Дворника.
    — Доброе утро, Дворник!
    — Доброе утро, господин Макс!
    — Как поживаешь, старина? Как работается? На погоду жалоб нет? — привычно шутит Макс.
    — Погода сегодня хорошая, — отвечает Дворник.
    — Тебя послушать, так каждый день погода хорошая! И дождь тебя устраивает, и жара. Никаких пожеланий к метеоконтролю! Не дай бог мне таких клиентов, как ты. Разорюсь!
    — Извините, мне нужно работать.
    — Ну, ну, вперед! Мне тоже пора.
    — Удачного вам дня, господин Макс.
   Бизнесмен закрывает окно, и Дворник начинает его протирать.
   
   На семьдесят пятом этаже апартаменты Жоржа, криминального элемента. Жорж занимается воровством. А конкретно — угоном аэромобилей. Дело это крайне непростое, современные противоугонные устройства обмануть нелегко. Потому хорошие специалисты, типа Жоржа, ценятся на вес золота. Работает он редко, два-три раза в месяц. Хотя, кто его знает — это «на дело» он выходит редко, а чем он занимается, сидя здесь, в своем логове — загадка. Вполне вероятно, что тут и осуществляется основная часть его «работы» — изучение технической документации, разработка схем взлома, изобретение и изготовление уникальных инструментов...
   Однако, сегодня Жорж, похоже, куда-то собрался с утра пораньше. Он открывает окно и протягивает Дворнику руку.
    — Бадай цаплю, честерфилд!
    — Доброе утро, господин Жорж, — отвечает Дворник, пожимая протянутую руку.
   Жорж сегодня явно пребывает в приподнятом настроении.
    — Медикуешь, какую лошадь сегодня буду брать? Рено-Тойота, гамма-версия! Реально жаркая фрейфея. Такую еще никто не крэкал. А я ее запишу начисто, машка и не щекотнется!
    — Погода сегодня хорошая.
    — А мне погода до обруча, фиолетово! Я ж не на зрячую ныряю, я эту ляльку уже молто темпо сгрунтовал. Спецом бинбер мастырил, граблюхи имею, чтоб на автографе не выступить. Так что, всё будет ёлочки! За такой шарабан мне эти футцаны дуранутые с фирмы овса высоко подгонят. Медикуешь?
    — Извините, мне нужно работать.
    — Ата! Вечерком подваливай ко мне на келдым, покуликаем по-свойски!
    — Удачного вам дня, господин Жорж.
    — Да, честерфилд, кучерявка мне не помешает!
   Каждый раз, когда Жоржу удается угнать мобиль, он доставляет его в местное представительство компании-производителя. Там он подробно объясняет, как именно ему удалось перехитрить фирменное противоугонное устройство. После этого компания возвращает аэромобиль владельцу (отремонтировав его, в случае необходимости), инженерам дается задание ликвидировать «дыру», найденную Жоржем в системе защиты, а сам угонщик получает от фирмы хорошее вознаграждение. Этим и живет.
   
   Старые добрые товаро-денежные отношения по-прежнему живы. Продавцы поставляют товары или предоставляют услуги в обмен на вознаграждение. Для людей вознаграждением служат всё те же деньги. Роботы тоже могут брать деньги, но обычно с ними расплачиваются непосредственно энергией. Чаще всего — в виде карточек на подключение к городской энергосети. Энергия — единственная пища, в которой роботы нуждаются постоянно. Особенно те из них, чья деятельность связана с двигательной активностью.
   Наведя чистоту на уровне семьдесят пятого этажа, Дворник движется дальше вниз и приступает к протирке окна семьдесят четвертого. С той стороны оконного пластика ему приветственно машет рукой Александр. На его черном лице сверкает белоснежная улыбка во все тридцать два зуба. Александр поэт-авангардист, весьма популярный. Авангард нынче в большой моде, и Александр считается солнцем современной поэзии.
    — Доброе утро, господин Александр, — произносит Дворник.
   Поэт распахивает окно.
    — Приветствую тебя, служитель частоты! Смотри, я посвятил тебе стихи!
   С этими словами Александр протягивает Дворнику листок целлулоида с напечатанными на нем строчками:
   
   «Славный двор_ник твой что значит?
   Псевдо_ним_б_родил над голо-
   вой_ско_льзит коле_со_бачий.
   Жизни путь_вой будет доло-
   г! Улыбайся негру,_сти,
   ветошью своей верти-
   кальные пространства стен_ки-
   бернетических оте_лей
   воду, лей, стирай ко_Ленки-
   манекенщицы о теле,
   знаю, ты давно мечта-
   ешь корку_лак ударит в бок-
   сёр, сор, любовь — всё суета!
   Она же — пыль, она же — Бог».
   
   Дворник вообще плохо понимает поэзию, а стихи Александра для него и подавно китайский мануал.
    — Ну, что скажешь? — интересуется поэт.
    — Погода сегодня хорошая, — отвечает Дворник.
    — Ах, причем же тут погода! Но, впрочем, милый малый, ты прав, прав, как всегда! Погода чудесная! Прозрачен смог, денёк приятный... Сияет солнца круг... э-э... Не подскажешь ли рифмы к слову «приятный»? Ну же, помоги поэту! Ведь ты же тоже где-то в глубине своего сознания — романтик! Сознайся, ведь и тебе не чужды живые чувства!
    — Извините, мне нужно работать.
    — Прозрачен смог, денёк приятный... — бормочет поэт, удаляясь от окна.
    — Удачного вам дня, господин Александр.
   Но поэт уже забыл о существовании Дворника. Это дает Дворнику возможность прикрыть окно и приступить к его протирке с внешней стороны. Но даже через оконный пластик до его слуха доносятся восклицания Александра:
    — Прозрачен смог, денёк приятный! Сияет солнца круг... Квадратный! Гениально!
   
   Приступив к какому-либо делу, робот будет делать его, не останавливаясь, до тех пор, пока не выполнит изначально намеченный объем работы. Понятие «усталость» для роботов существуют, разве что, в смысле предупредительного сигнала аккумулятора о том, что скоро будет пора подзарядиться.
   Вот Дворник уже работает на нижнем уровне двора, там, где этаж номер семьдесят три. Здесь обитает красавица Ленка. Та самая Ленка-манекенщица, о которой написал в своем стихе поэт Александр. На самом деле, Ленка не столько манекенщица, сколько фотомодель. Она, между прочим, последние три года является «лицом» общественно-гигиенического движения «За натуральную кожу!» Активисты движения всячески пропагандируют полный отказ от косметики, поскольку это приводит к преждевременному старению кожи человека. Они выступают под лозунгами: «Не прячь под штукатуркой свою природную красоту!», «Не соревнуйся с Богом в изобразительном искусстве!» Плакаты с такими призывами и с фотографией Ленки висят по всем городу. Смешная, жульническая агитация. Ленка-то и правда не пользуется косметикой. Ей, с ее божественной внешностью, это, действительно не нужно. А вот как быть тем, кому с внешностью повезло меньше? На самом деле, движение «За натуральную кожу!» — это просто своеобразный рэкет. Бизнес строится на том, что движение сводит свою активность к нулю в те периоды, когда кто-нибудь из крупных производителей косметики выбрасывает на рынок новый продукт. Вот тогда плакаты с надписями про природную красоту под штукатуркой исчезают с городских улиц и не отвлекают население от покупки движущихся рисунков для лица, бальзама для тела с эффектом леопардовой шкуры или крема для ушей с музыкой. За это свое бездействие в нужные периоды прохиндеи из «Натуральной кожи» берут мзду с производителей косметики. Вот такой бизнес.
   Ленка сидит на подоконнике спиной к окну. Из всей одежды на ней только трусики-стринги. Это шоу подготовлено специально для Дворника! Ленка умышленно дразнит его, пытаясь добиться от него такого же выражения лица, с каким обычно смотрят на нее мужчины. Но с Дворником это — дохлый номер!
    — Доброе утро, госпожа Ленка!
   Фотомодель притворно вздрагивает и оборачивается к окну.
    — Ой, как ты меня напугал!
   (Ага, напугал, как же! Она уже минут десять сидит тут в такой позе, ожидая, когда Дворник спустится сверху). Ленка стыдливо прикрывает руками грудь (после того, как убеждается, что у Дворника уже было время хорошенько ее рассмотреть).
    — Погода сегодня хорошая, — говорит Дворник.
    — Да, неплохая, — отвечает красавица. — Может, сходим куда-нибудь, погуляем?
    — Извините, мне нужно работать.
    — А как тебе моя новая прическа?
   Зачем только она задает этот вопрос? Ведь помнит же прекрасно, что Дворник произносит лишь одни и те же четыре фразы. И три из них он уже произнес. А сейчас он скажет: «Удачного вам дня, госпожа Ленка!»
    — Удачного вам дня, госпожа Ленка.
   
   Смешная она, эта Ленка. Зачем она затевает все эти заигрывания? Неужели не понимает, что между человеком и роботом ничего такого быть не может? Хотя, конечно, современные роботы — это что-то потрясающее! В любом сложном виде деятельности: в бизнесе ли, в технике, в искусстве, да в чем угодно — люди с ними конкурировать уже не могут. Вот только это чертово побочное следствие функции самообучаемости — это их неуемное стремление к обмену информацией... Вот оно достает ужасно! Пообщавшись с жителями этого двора, Дворник давно положил себе за правило: в разговорах с роботами — только несколько одинаковых, ни к чему не обязывающих фраз! Иначе разговоры эти не закончатся никогда. И сказок наслушаешься, и на вопросы отвечать устанешь, и работу не сделаешь, и всю душу из тебя вынут, и никаких человеческих нервов не хватит!
   

Алексей Толкачев © 2007


Обсудить на форуме


2004 — 2024 © Творческая Мастерская
Разработчик: Leng studio
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. Любое использование материалов сайта, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается.